Проблема наркомании среди детей и подростков и организация профилактической работы в учреждениях образования
Распространение наркомании – одна из острейших социальных проблем во всем мире. Современная «мода на наркотики» с каждым годом делает зависимыми тысячи молодых людей. Проблема употребления наркотиков в детском и подростковом возрасте на сегодняшний день стоит очень остро, что требует активных мер со стороны общества и государства по ее разрешению и своевременному предупреждению.
Наркомания – термин, происходящий от греческих слов narke (оцепенение) и mania (страстное влечение, безумие), определяется как заболевание, характерными признаками которого являются непреодолимое влечение человека к наркотику, потеря контроля над собой, повышение принимаемых доз, наличие психической и физической зависимости от наркотика.
Абсолютно все наркотики по своей природе являются ядами, поражающими все системы органов и тканей, но особенно центральную нервную систему, мозг, половую систему, печень и почки. Как правило, люди с самым крепким здоровьем при регулярном употреблении наркотиков живут не более десяти лет. Большинство умирает раньше. Весьма распространены случаи, когда люди умирают в течение первого года с момента начала употребления наркотического вещества. Поскольку наркоманы пользуются нестерильными шприцами, среди них распространены многие болезни, передаваемые через кровь, – СПИД, гепатит и другие. От этих болезней они часто умирают раньше, чем произошло отравление организма наркотиком.
Болезнь наркомания имеет ключевые симптомы: эйфорию, толерантность (привыкание) и абстинентный синдром.
Эйфория – это измененное состояние сознания, возникающее сразу после приема наркотика и проявляющееся как опьянение, удовольствие, отрешенность от всяких проблем. Именно ради эйфории многие подростки, наслушавшись рассказов о «неземном наслаждении», решаются попробовать наркотик «один только раз». В состоянии эйфории человек испытывает чувство благополучия, не соответствующее реальности; все происходящее он оценивает с оптимизмом. Однако после этого приходит подавленность, а ощущение жизненных проблем, от которых человек пытался уйти, обостряется с новой силой. Несмотря на это, память об удовольствии подводит к следующему приему. Тяга к наркотическим средствам, желание достижения комфорта в состоянии опьянения ведет к психической зависимости, которая возникает уже на первой стадии употребления всех видов наркотических средств. Психическое влечение выражается в постоянных мыслях о наркотике, подъеме настроения в предвкушении приема, подавленности и неудовлетворенности при его отсутствии. На поздних стадиях наркомании состояние психического комфорта связано не столько с удовольствием, сколько с уходом от мучений.
На всем протяжении болезни растет привыкание (толерантность) к наркотику, что приводит к постоянному увеличению принимаемой дозы для достижения эйфории. Физическая зависимость определяет вторую стадию болезни, которая характеризуется непреодолимым влечением к наркотику, потерей контроля над принимаемой дозой, физическим комфортом в состоянии интоксикации и проявлением абстинентного синдрома в случае прекращения приема наркотического средства. Абстинентный синдром означает острые психические, неврологические, телесные ощущения и расстройства, нарушение работоспособности всего организма. Именно абстинентный синдром является показателем наркомании как сформировавшегося заболевания.
Синдром измененной реактивности, как третья стадия развития наркомании, отражает наиболее глубокую перестройку организма и хронической интоксикации, максимально возросшую толерантность, уничтожение защитных реакций организма.
Недопущение болезни (в том числе, первой стадии) является одной из главных задач профилактической работы в учреждениях образования.
Профилактика возникновения зависимости учащихся от психоактивных веществ предполагает работу педагогов в нескольких направлениях:
- представление учащимся объективной информации о действии химических веществ на организм;
- ориентацию на способность делать собственный выбор;
- предоставление возможности в условиях образовательной среды усвоить определенные поведенческие навыки, способствующие здоровому образу жизни.
Таким образом, грамотная профилактическая работа должна включать три компонента. Образовательный компонент – это знание учащимися о действии на организм химических веществ, изменяющих состояние сознания; о механизмах развития зависимости; о себе, своих чувствах, эмоциях, мотивации поведения и волевом самоуправлении. Психологический компонент включает развитие психологических особенностей личности, установок, способствующих негативному отношению к психоактивным веществам. Социальный компонент предлагает помощь в социальной адаптации детей и подростков, овладение навыками общения, решение проблемы занятости.
С целью формирования навыков отрицательного отношения учащихся к наркотикам профилактика употребления психоактивных веществ должна основываться не только на просвещении со стороны взрослых, но и комплексе практических (тренинговых) занятий, способствующих формированию правильных поведенческих установок и опыта деятельности.
НИО