Рекомендации психолога по формированию успешности
Каждый человек стремится быть успешным.
Содержание понятия «успех» индивидуально.
Условия, необходимые для достижения успеха, универсальны.
Условия, необходимые для достижения успеха в любом виде деятельности
1. Высокий уровень осведомленности, интеллекта
Осведомленный человек обладает знаниями, интеллектуальный человек добывает новые знания, используя внимание, память, мышление, воображение, речь.
Родителям необходимо:
создавать для ребенка развивающую среду, включающую игры, беседы, чтение и обсуждение прочитанного, просмотр телепередач и обсуждение увиденного,
ответы на многочисленные вопросы ребенка, занятия, развивающие двигательную активность пальцев рук, и др.
2. Высокая культура эмоций и чувств, включающая в себя осознание эмоций и чувств, умение справляться с негативными эмоциями и чувствами, проявление в социально допустимой форме эмоций и чувств,
особенно таких, как волнение, тревога, страх, отчаяние, обида, разочарование, досада, гнев, печаль, уныние, тоска, смущение, стыд, вина, презрение, враждебность, зависть, ревность.
Родителям необходимо:
– показывать пример высокой культуры эмоций и чувств;
– не запрещать ребенку чувствовать то, что он чувствует;
– поощрять проявление ребенком эмоций и чувств в социально допустимой форме;
– не поощрять проявление ребенком эмоций и чувств в социально недопустимой форме
3. Сильная воля как умение управлять самим собой, развитые волевые качества:
самообладание, решительность, самостоятельность, настойчивость, дисциплинированность, активность, организованность.
Родителям необходимо:
– помнить, о том, что воля не формируется как в условиях чрезмерно низкой дисциплины, так и в условиях чрезмерно высокой дисциплины;
– дисциплина формируется на основе доброжелательных отношений, а не наоборот;
– одним из инструментов формирования желательного поведения ребенка
является педагогика правил и последствий, согласно которой
для ребенка устанавливаются правила и последствия их соблюдения / нарушения.
4. Развитая потребность достижения цели, сильное желание добиться высокого результата.
Родителям необходимо:
вместо навязывания собственных желаний формировать у ребенка привлекательный образ цели.
5. Сильный осознанный мотив достижения цели, ясный ответ на вопрос «Почему я этого хочу?»
Родителям необходимо: помнить, что для ребенка важным мотивом достижения цели
является позитивное отношение к нему значимых окружающих.
6. Культура взаимодействия с другими, подразумевающая умения разрешать конфликты, эффективно реагировать на агрессию, на провокации, выражать негативное отношение к другому человеку в социально допустимой форме.
Родителям необходимо:
– показывать пример высокой культуры взаимодействия с другими,
– конструктивно разрешать конфликты с участием ребенка,
– эффективно реагировать на агрессию ребенка, на его провокации,
– не поощрять проявление ребенком его негативного отношения к другому человеку в социально недопустимой форме.
7. Позитивная «Я-концепция», включающая информацию человека о самом себе,
отношение человека к тому, что он знает о себе, действия человека в соответствии с тем, что он знает о себе и как он к этому относится.
Человек с позитивной «Я-концепцией» осознает свои достоинства и недостатки, то есть, принимает себя таким, какой он есть, не застревает на негативных переживаниях в связи со слабыми сторонами своей личности, совершенствуется и реализует потенциал.
Родителям необходимо:
– отказаться от сравнения своего ребенка с другими детьми в пользу сравнения настоящих достижений своего ребенка с его прошлыми достижениями /с целью иллюстрации связи между результатом и затраченными на него усилиями/;
– одобрять ребенка за малейший успех, достигнутый его собственным трудом;
ободрять ребенка в случае неудачи.
8. Крепкое физическое здоровье, которое определяет:
на 50 % образ жизни,
на 20 % наследственность,
на 20 % условия окружающей среды,
на 10 % органы здравоохранения.
Родителям необходимо: режим жизнедеятельности ребенка максимально приблизить
к режиму жизнедеятельности, рекомендуемому специалистами системы дравоохранения.
9. Удача в виде благоприятных внешних обстоятельств.
«Вера в удачу приносит удачу» Т. Уильямс
«Я очень верю в удачу, и чем усерднее я работаю, тем более у меня оснований для такой веры» С. Ликок