Военно-патриотическое воспитание
Патриотизм и гражданственность имеют огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Они выступают как составные элементы его мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.
Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа - любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов. Важную роль в патриотическом воспитании играет организация работы по изучению государственных символов республики Беларусь: герба, флага, гимна, символики других стран.
Таким образом, патриотизм можно определить, как любовь и уважение к своему народу, ближним, самому себе, историческому прошлому, языку, культуре. Гордость за принадлежность к белорусскому этносу. Идентификация – соотнесение себя с обществом, его целями развития и своего места в нем. Признание и осмысление суверенности, самоценности государства и его национальных интересов.
Патриотизм – это чувство любви к своей Родине, выраженное в активной деятельности по ее процветанию и защите от врагов. В этом определении заложена сущность идеологии патриотизма в общем виде. Конкретно направленность патриотизма определяется его идеологической основой.
Идеологическую основу патриотизма в Республике Беларусь определяют:
- наличие единой и неотчуждаемой территории Республики Беларусь с ее народом, историческими и культурными ценностями, достойными своего сохранения, развития и защиты;
- наличие Конституции Республики Беларусь, гарантирующей построение и совершенствование демократического социального правового государства;
- наличие государственной символики Республики Беларусь, которая выражает подлинно народные традиции, имеет национальные исторические корни и соответствует современному и перспективному развитию нашей Родины;
- единство народа вне зависимости от этнической и идеологической неоднородности общества;
- приверженность Республики Беларусь общечеловеческим ценностям и осознание себя полноправным субъектом мирового сообщества;
- неравномерность общественного развития и наличие национальных Вооруженных Сил практически во всех государствах мира, что не исключает возможности вооруженных конфликтов.
Эти предпосылки определяют патриотизм Республики Беларусь как мир, направленный на совершенствование и защиту своего демократического социального правового государства и сотрудничество с другими государствами.
Главными целями патриотического воспитания молодежи в Республике Беларусь является привитие молодежи любви к Беларуси, формирование у нее устойчивого желания способствовать ее процветанию и стремления защищать от врагов.
Для реализации этих целей в данный момент необходимо выполнение конкретных задач, основными из которых являются:
- привитие глубокого уважения к национальному наследию, традициям, обычаям, культуре, религиям народа Беларуси;
- разъяснение Конституции Республики Беларусь, создающей условия для демократии и гражданского согласия, свободного и достойного развития личности;
- привитие уважения к Государственному гербу и Государственному флагу Республики Беларусь, основанным на героической и полной драматизма истории белорусского народа;
- воспитание понимания, что под этим гербом и флагом новые поколения будут строить высокоразвитую Республику Беларусь, равную среди государств мирового сообщества;
- воспитание чувства гордости за свою страну и готовности к выполнению социальной роли гражданина Республики Беларусь;
- воспитание в духе национального взаимодействия и дружелюбия, монолитного единства народа Республики Беларусь. Интернациональное воспитание;
- привитие любви и уважения к белорусскому языку как языку коренного населения Беларуси, русскому и другим языкам народа Республики Беларусь;
- раскрытие красот белорусской природы, убеждение в необходимости охраны экологической среды;
- организация выполнения оборонно-спортивных комплексов и нормативов;
- воспитание уважения к Вооруженным Силам Республики Беларусь и к защитнику Отечества, воину;
- формирование у юношей морально-психологической и физической готовности к выполнению ими конституционной обязанности по защите Республике Беларусь;
- убеждение в необходимости для Беларуси мира и международного сотрудничества.
Воспитание гражданственности и патриотизма - это целенаправленная и систематическая деятельность школ, училищ, техникумов, вузов, различных молодежных организаций и мест отдыха детей и подростков по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Оно направленно на развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Цели и задачи военно-патриотического воспитания6
Целью военно-патриотического воспитания учащихся школы является развитие и воспитание ответственного отношения к себе, своей семье, обществу, людям, гражданско-патриотической компетентности, приобретение опыта участия в общественной жизни, гражданских инициативах, социально значимых проектах, имеющего активную жизненную позицию.
Развивая данное направление, педагогический коллектив ставит перед собой следующие задачи:
- формировать уважение к правам, свободам и обязанностям человека;
- формировать ценностные представления о любви к Республике Беларусь, народу страны, к своей малой родине;
- развивать усвоение содержания таких понятий как «служение Отечеству», «правовая система и правовое государство», «гражданское общество», об этических категориях «свобода и ответственность», о мировоззренческих понятиях «честь», «совесть», «долг», «справедливость» «доверие» и др.;
- формировать нравственные представления о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье;
- формировать компетенции и ценностные представления о верховенстве закона и потребности в правопорядке, общественном согласии и межкультурном взаимодействии.
Направления деятельности в школе по формированию военно-патриотического воспитания
Основными направлениями деятельности руководителя по военно-патриотическому воспитанию являются:
- организация и проведение мероприятий военно-патриотической направленности;
- проведение профориентационной работы с учащимися для осознанного выбора ими обучения в военных учреждениях образования;
- осуществление обязательной подготовки допризывников к военной службе во взаимодействии с командирами воинских частей, подразделений, начальниками факультетов (военных кафедр);
- осуществление учета военнообязанных в учреждении образования и предоставление отчетов в военные комиссариаты, оказание помощи военным комиссариатам в отборе юношей для поступления в военные учреждения образования;
- координация работы по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности обучающихся и др.
В системе работы по военно-патриотическому воспитанию учащихся целесообразно использовать календарь государственных праздников, праздничных дней, памятных дат. В общеобразовательных учреждениях запланированы и проводятся патриотические акции «Мы победили», «Мирный рассвет», «За Беларусь», акция «Мы – граждане Беларуси!» по вручению паспортов молодым гражданам, достигшим 16-летнего возраста.
Неформально можно подойти к такому традиционному мероприятию как посещение Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны. Сегодня музей предлагает новую форму работы – «Музей в чемодане», когда сотрудники выезжают непосредственно в общеобразовательное учреждение с экспозицией и лекцией.
Активное использование в военно-патриотическом воспитании внешней атрибутики и символики, формирование авторитета и уважения к государственным символам, ознакомление с правилами их использования, и как результат, знание учащимися символики Республики Беларусь, понимание ее роли и значения в системе идеологических ценностей государства является одним из первостепенных показателей сформированности гражданско-патриотических качеств.
Значимым воспитательным фактором могут стать сегодня информационные ресурсы. Различные информационные сайты позволяют учащимся и педагогам не только получать новую информацию, но и участвовать в обсуждении различных проблем, волнующих молодежь. Создание в системе образования информационного пространства как на локальном уровне (в учреждениях образования), так и на региональном и республиканском позволяет использовать его в воспитательной работе в качестве мощного методического ресурса. Формирование в общеобразовательных учреждениях различного рода электронных банков данных, методических наработок педагогов, презентаций лучшего опыта работы, школьных виртуальных музеев, использование электронных ресурсов при планировании и проектировании воспитательного процесса значительно повышает эффективность работы.
Формирование военно-патриотической активности учащихся государственного учреждения образования "Средняя школа №212 г.Минска" через программы внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного, общекультурного и идеологического направления: «Школа активного гражданина», «Азбука безопасности», пионерское движение ОО "БРПО" и ОО "БРСМ", профсоюзная организация, первичная организация «Белая Русь» и многое другое.
Участие в волонтёрских движениях, шефство над ветеранами ВОВ, тружениками тыла и одинокими пенсионерами, деятельность по оказанию помощи инвалидам, участие в экологических акциях , просветительские беседы с участием представителей религиозных конфессий, профилактические мероприятия с участием представителей правоохранительных органов, суда, прокуратуры и другие.
Формирование военно-патриотических традиций, связанных с памятными датами военной истории нашей страны, проведение уроков Мужества, тематических классных часов в соответствии с планом, встречи с ветеранами ВОВ, тружениками тыла, детьми военных лет, вручение поздравительных адресов, поделок ветеранам ВОВ, сбор материала о судьбе своих предков, родственников – участников ВОВ, празднование памятных дат, связанных с военной историей Республики Беларусь, организация и проведение тематических выставок, викторин, конкурсов, просмотры кинофильмов, проведение военно–спортивной эстафеты «Зарница», классных часов, спортивных состязаний, посвящённых Дню защитника Отечества, мероприятия, посвящённые Дню народного единства – 17 сентября, акции, посвящённые памятным датам.
Формирование правовых знаний и законопослушного поведения, профилактические беседы «Я в ответе за свои поступки» с участием сотрудников правоохранительных органов, медработников; школьный лекторий «Твои права – твои обязанности» с участием социального педагога, изучение правил безопасного поведения в школе и общественных местах, встречи с инспекторами ИДН, ГАИ.
Все эти мероприятия повышают интерес учащихся к истории Отечества, дают понимание значимости роли простого человека в исторических событиях, способствует воспитанию уважительного отношения к старшему поколению, любви к Родине, чувству долга и патриотизма. Огромную работу в воспитании гражданственности и патриотизма у учащихся выполняют классные руководители. Именно классные руководители организуют, совместно с активом класса, классные и общешкольные мероприятия по данному направлению работы. Классные руководители, педагоги – предметники знакомят учащихся с символикой Республики Беларусь, памятными датами в истории страны, формируя военно-патриотические чувства и ценности у учащихся. Классные часы, уроки мужества, встречи с ветеранами и военнослужащими, экскурсии и образовательные события с участием родителей. Это небольшой перечень мероприятий, которые будут проводится и внедрятся для воспитания у учащихся военно-патриотического мировоззрения и формирования гражданственности.